Паспорт проекта
Описание
проекта «Враги – потому что немцы!» («Это страшное слово – «ДЕПОРТАЦИЯ!»)
Социально-значимый проект «Враги - потому что немцы!» разработан авторским коллективом в составе:
- Владимирова О.В., учитель истории МБОУ
СОШ № 31;
- Кляйнфельдер Н.Е., учитель русского
языка и литературы МБОУ СОШ № 31, руководитель проекта.
Организаторы и участники проекта –
обучающиеся 5-6 общеобразовательных классов (23 ученика) и 8 в специального
(коррекционного) класса VIII вида (5 учащихся).
Отличительная особенность проекта
– вовлечение в социально-значимую деятельность обучающихся из
социально-незащищённых многонациональных семей, учащихся специальных
(коррекционных) классов VIII
вида совместно с обучающимися общеобразовательных классов и их родителями.
Стартом проекта стала экскурсия
к памятнику «Российским немцам – жертвам репрессий», воздвигнутому на площади
Свободы г.Энгельса. Ребята впервые услышали об истории создания и трудной
судьбе монумента, долго рассматривали фигуры худенького подростка и седовласого
мужчины в ватнике, размышляли о символике, вчитывались в строки из «Архипелага
ГУЛАГ» А.И.Солженицына, высеченные на постаменте… Вопрос: «Почему именно в
нашем родном городе установлен этот памятник?» вызвал множество версий,
гипотез, на которые ученики решили отыскать свой вариант ответа – через
исследование и организацию посильной помощи и социальной поддержки найденным
родственникам репрессированных в 1941 году земляков немецкой национальности.
Основные
цели проведения:
- Привлечение внимания
школьников, родительской общественности
к трагическим страницам российской истории и малой родины - Саратовского Поволжья как её
составляющей - в целях воспитания
уважения к разным народам России, межэтнической толерантности;
- привлечь широкую
молодежную аудиторию для исследования и отражения истории репрессированных
народов;
- привлечение внимания школьников и других участников образовательного
процесса к актуальной социальной проблеме школьного сообщества –
социальной незащищённости и педагогической запущенности обучающихся, и в
первую очередь из специальных (коррекционных) классов VIII вида, оказание помощи в
формировании таких качеств личности, как толерантность, патриотизм,
социально-значимая активность;
- включение обучающихся 1-11 классов в реальную практическую
и исследовательскую деятельность по пополнению фондов виртуального
школьного музея.
Задачи:
- повысить
общий уровень культуры школьников (метапредметные компетенции) за счёт получения дополнительной
информации в процессе
социологического и краеведческого исследования, выполнения групповых
заданий, организации акции «Никто
не забыт! Ничто не забыто!»;
- способствовать
формированию социально-личностных
компетенций, а именно: навыков «разумного социального» поведения в
сообществе, в котором появились дети, требующие особого внимания и
толерантного отношения;
- совершенствовать
полезные социальные навыки и умения, такие как: планирование предстоящей
деятельности, расчёт необходимых ресурсов, анализ результатов и
окончательных итогов и т.п.;
- закрепить
навыки командной работы.
Этапы подготовки и реализации проекта
I.Подготовительный (1-я неделя сентября)
Задачи и содержание работы учителя
|
Содержание работы учащихся
|
1.Провести
коммуникативную атаку с применением презентации «Страницы школьной жизни»,
демонстрирующей несколько проблем без
их формулировок.
2.
Организовать экскурсию к памятнику «Российским немцам – жертвам репрессий» и дискуссию-обсуждение.
3.
Проинформировать о специфике проекта и его возможностях, положительном
влиянии на решение проблемы.
4. Выявить
степень желания учащихся принять участие в проекте.
5.
Способствовать принятию решения о личной роли каждого в проекте.
6. Сформировать представления
учащихся о сферах их ответственности, специфике работы и полномочиях в группах.
7.
Развивать навыки делового общения, анализа продемонстрированных материалов.
|
1.Подготовка
презентации «Страницы школьной жизни» (фрагменты конфликтов детей разных
национальностей, зарисовки организации питания в столовой, торжественной линейки 1 сентября,
спортивных праздников и субботников, занятий в кружках и секциях, заседания
школьного Совета по профилактике, благоустройство внутренних помещений и школьного двора).
2.Анализ
сложившийся ситуации в школе, выявление основных причин.
3.Предварительное
объединение в группы (аналитики, социологи, юридическая консультация,
пресс-центр, спортивный клуб,
дизайнеры и др.)
|
II. Теоретический (2-я неделя
сентября).
Задачи и содержание работы учителя
|
Содержание работы учащихся
|
1.Организовать детальный анализ
выявленных по итогам презентации «Страницы школьной жизни» и дискуссии наиболее
значимых вопросов, которые требуют срочного решения.
2.Выбрать
наиболее актуальную (межэтническая толерантность), сформировать понимание выбранной проблемы и уровня
возможностей у каждого члена команды.
|
- Каждая группа обсуждает выявленные проблемы и
выбирает наиболее значимую и посильную для группы, над которой они в дальнейшем
будут работать.
- Составляется предварительный маршрут работы группы.
- Выбираются роли каждым членом команды.
|
III.
Сбор и анализ
информации (3-я неделя сентября).
Задачи и
содержание работы учителя
|
Содержание
работы учащихся
|
1.Обучить
умению анализа и систематизации информации.
2.Обеспечить
психологическую безопасность учеников в процессе взаимодействия со средой.
3.Обучить
навыкам проведения социологических опросов, мониторинговых исследований.
4. Обучить
культуре общения с официальными лицами, развить коммуникативные навыки.
|
1. Сбор,
систематизация материалов СМИ, методических и педагогических изданий по
проблеме межэтнической толерантности, социальной незащищенности детей и их
семей, организации посильной помощи.
2.
Посещение архива немцев Поволжья, Центра немецкой культуры г.Энгельса.
3.
Проведение социологического исследования (опросы учащихся школы по теме
«Трагические страницы истории страны в судьбе твоей семьи»
4. Поиск партнёров,
адресов для организации контактов с учреждениями и лицами, заинтересованными
в оказании социальной помощи и поддержки, проведении лекций, помощи в поиске
и обработке учебной информации.
3. Проведение
акции «Буклет».
|
IV.Разработка собственного
варианта решения проблемы. (4-я неделя сентября).
Задачи и
содержание работы учителя
|
Содержание
работы учащихся
|
1.Создать условия для
планирования мероприятий в каждой группе, осуществления прогнозов результативности.
2.Организовать обсуждение в
форме «мозгового штурма» возможных
вариантов работы по решению проблемы.
3.Способствовать принятию
решения о наиболее приемлемых вариантах мер с учётом посильности,
эффективности, психологической комфортности и законности.
4.Создать систему действий,
основанную на принципах целостности, компетентности логики, последовательности,
жизнеспособности.
|
1.Анализ
систематизированного материала о различных оценках проблемы и подходах к её
преодолению.
2.Разработка
собственных вариантов мер, направленных на преодоление проблемы.
3.Разработка
программы действий в каждой команде, составление плана мероприятий,
назначение ответственных за их выполнение.
|
V.
Практический
(1-4 недели октября).
Задачи и
содержание работы учителя
|
Содержание работы учащихся
|
1.Организовать
поэтапный и рубежный контроль и коррекцию.
|
1.
Выполнение каждой группой намеченного плана действий, а именно:
- исследование «Трагические судьбы моих земляков:
жителей г.Энгельса и п.ВолжНиИГиМ, села Квасниковка (микрорайон МБОУ СОШ
№ 31);
- обеспечение
спонсорской помощи и поддержки проекта;
- организация и проведение встреч с
родственниками репрессированных российских немцев и оставшимися в живых узниках лагерей
и спецпоселений;
- оформление страницы раздела «Репрессированные
народы» в проекте «Виртуальный музей»;
- проведение классных часов и родительских
собраний, тренингов по проблеме толерантности, конфликтности в школьной
среде.
|
VI.
Составление
портфолио (2-я неделя ноября).
Задачи и
содержание работы учителя
|
Содержание
работы учащихся
|
1.Объяснить
роль и значимость портфолио.
2.Организовать
дискуссию о разделах портфолио и критериях оценки роли команды и каждого
участника проекта в его реализации.
4.Обеспечить
помощь в составлении портфолио проекта.
|
1.Наполнение
портфолио материалами, созданными в результате реализации проекта.
2.Подготовка
презентаций.
3.Обсуждение
и оценка участия членов команды в реализации проекта.
|
VII.
Презентация (3-я неделя ноября).
Задачи и содержание работы учителя
|
Содержание работы учащихся
|
1.Обучить
правилам составления, оформления презентаций.
2.Научить
правилам защиты проекта через презентацию, ораторским навыкам.
3.Научить
работе с жанрами: публицистическая заметка, очерк, отзыв.
|
1.Участие в
конкурсе презентаций.
2.Оформление
информации в СМИ по итогам конкурса статей.
|
VIII.Рефлексия (4-я неделя
ноября).
Задачи и
содержание работы учителя
|
Содержание
работы учащихся
|
1.Обучить
умению выделять достоинства проекта и его недостатки, планировать дальнейшее
развитие проекта.
|
1. Анализ
результативности коллективной деятельности по реализации проекта.
2.
Мониторинг проблемы на момент начала работы и её завершения.
|
Основные методы:
- проблемный;
- социологическое исследование.
Основные формы деятельности:
- интерактивные,
предполагающие вовлечение школьников в активную деятельность, когда из
пассивных учеников дети превращаются в активных участников происходящих
событий - дискуссия, «мозговой штурм», ролевые игры, тренинги и др.;
- интраактивные,
касающиеся не только социальных контактов с окружающими ребенка людьми,
но и предполагающие включение детей
во внутренний диалог, позволяющий ребенку пропустить через сферу глубинных
внутренних переживаний все, что обсуждается в ходе реализации проекта;
- индивидуальные,
обеспечивающие выбор элементов педагогической системы, а также темпа
учебно-воспитательной деятельности с учетом индивидуальных различий
школьников, уровня развития их способностей и потенциальных возможностей;
- групповые,
благодаря которым ребенок приобретает опыт группового взаимодействия и
отрабатывает навыки сотрудничества, взаимной ответственности,
конструирования межличностных отношений в совместной деятельности (именно
сочетание индивидуальных и групповых форм деятельности отвечает
естественным потребностям ребенка принадлежать к какой-то группе и проявлять
индивидуальность);
- коллективные
формы, способствующие объединению усилий участников работы, в
результате чего удается выполнить работу, превосходящую по объему и
сложности труд детей, работающих поодиночке, хотя бы и той же численностью
(элементы КТД).
Ожидаемые результаты:
В первую очередь, ожидается динамика качества знаний по учебным предметам
(история, краеведение, литература), увеличение охвата обучающихся внеурочными
формами деятельности, а также снятие на этапе адаптации остроты проблемы недоброжелательного
отношения к новым членам педагогического сообщества. Активное вовлечение в
общественную жизнь школы, систему дополнительного образования (работа школьного
музея, проект «Виртуальный музей», предметный кружок «Краевед», НОУ «Лестница к
успеху») новых членов школьного
сообщества должно способствовать снижению остроты проблемы безнадзорного
времяпрепровождения школьников. Оказание социально-педагогической поддержки
детям из семей, находящихся в социально-опасном положении, должно
способствовать формированию навыков бесконфликтного поведения в среде
сверстников, снятию озлобленности, формированию
навыков толерантного поведения, в том числе на по этническим мотивам.
Привлечение к участию в проекте сил
социума, фондов, организаций, занимающихся образованием и воспитанием детей и
оказанием социальной помощи их семьям, депутатов должно способствовать
действенности и результативности большему вниманию семьям с детьми, обучающихся
в специальных (коррекционных) классах VIII вида, в том числе из национальных семей, их социальной адаптации в стенах школы и по
окончании учебного заведения. Повышение общего уровня культуры всех школьников,
формирование межэтнической толерантности и такой потребности, как потребность
делать добро. А главный результат проекта – повышение уровня учебной мотивации,
вовлечение учащихся в самостоятельный
поиск информации и обучение способам её обработки и систематизации (через форму
музейных уроков), формирование ключевых и метапредметных компетенций.
Жизненность проекта
заключается в его полезности для всех
участников образовательного сообщества, в том, что он долговременный и может
продолжаться по иным направлениям и разделам школьного музея.
Участники проекта в процессе его подготовки и реализации объединяются в
команды (разновозрастные группы) в
зависимости от этапов. Так на этапах № 1-4 – это мобильные группы
исследователей и аналитиков, оформителей и журналистов-общественников. К моменту наступления практического этапа
формируются постоянные команды, которые разрабатывают план-график собственной
работы до конца проекта и претворяют его в жизнь...
|
Календарь
« Апрель 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|