Четверг, 25.04.2024, 08:04
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Виртуальный музей

Паспорт проекта


Описание проекта «Враги – потому что немцы!» («Это страшное слово – «ДЕПОРТАЦИЯ!»)

Социально-значимый проект «Враги - потому что немцы!» разработан авторским коллективом в составе:

  • Владимирова О.В., учитель истории МБОУ СОШ № 31;
  • Кляйнфельдер Н.Е., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 31, руководитель проекта.

Организаторы и участники проекта – обучающиеся 5-6 общеобразовательных классов (23 ученика) и 8 в специального (коррекционного) класса VIII вида (5 учащихся).

Отличительная особенность проекта – вовлечение в социально-значимую деятельность обучающихся из социально-незащищённых многонациональных семей, учащихся специальных (коррекционных) классов VIII вида совместно с обучающимися общеобразовательных классов и их родителями.

Стартом проекта стала экскурсия к памятнику «Российским немцам – жертвам репрессий», воздвигнутому на площади Свободы г.Энгельса. Ребята впервые услышали об истории создания и трудной судьбе монумента, долго рассматривали фигуры худенького подростка и седовласого мужчины в ватнике, размышляли о символике, вчитывались в строки из «Архипелага ГУЛАГ» А.И.Солженицына, высеченные на постаменте… Вопрос: «Почему именно в нашем родном городе установлен этот памятник?» вызвал множество версий, гипотез, на которые ученики решили отыскать свой вариант ответа – через исследование и организацию посильной помощи и социальной поддержки найденным родственникам репрессированных в 1941 году земляков немецкой национальности.

Основные цели  проведения:

  • Привлечение внимания школьников, родительской общественности  к трагическим страницам российской истории  и малой родины  - Саратовского Поволжья как её составляющей -  в целях воспитания уважения к разным народам России, межэтнической толерантности;
  • привлечь широкую молодежную аудиторию для исследования и отражения истории репрессированных народов;
  • привлечение внимания школьников и других участников образовательного процесса к актуальной социальной проблеме школьного сообщества – социальной незащищённости и педагогической запущенности обучающихся, и в первую очередь из специальных (коррекционных) классов VIII вида, оказание помощи в формировании таких качеств личности, как толерантность, патриотизм, социально-значимая активность;
  • включение обучающихся 1-11 классов в реальную практическую и исследовательскую деятельность по пополнению фондов виртуального школьного музея.

Задачи:

  • повысить общий уровень культуры школьников (метапредметные компетенции)  за счёт получения дополнительной информации в процессе  социологического и краеведческого исследования, выполнения групповых заданий, организации  акции «Никто не забыт! Ничто не забыто!»;
  • способствовать формированию социально-личностных компетенций, а именно: навыков «разумного социального» поведения в сообществе, в котором появились дети, требующие особого внимания и толерантного отношения;
  • совершенствовать полезные социальные навыки и умения, такие как: планирование предстоящей деятельности, расчёт необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.;
  • закрепить навыки командной работы.

Этапы подготовки и реализации проекта

I.Подготовительный (1-я неделя сентября)

Задачи и содержание работы учителя

Содержание работы учащихся

1.Провести коммуникативную атаку с применением презентации «Страницы школьной жизни», демонстрирующей несколько проблем без  их формулировок.

2. Организовать экскурсию к памятнику «Российским немцам – жертвам репрессий» и дискуссию-обсуждение.

3. Проинформировать о специфике проекта и его возможностях, положительном влиянии на решение проблемы.

4. Выявить степень желания учащихся принять участие в проекте.

5. Способствовать принятию решения о личной роли каждого в проекте.

6. Сформировать представления учащихся о сферах их ответственности, специфике работы и полномочиях  в группах.

7. Развивать навыки делового общения, анализа продемонстрированных материалов.

1.Подготовка презентации «Страницы школьной жизни» (фрагменты конфликтов детей разных национальностей, зарисовки организации питания в столовой,  торжественной линейки 1 сентября, спортивных праздников и субботников, занятий в кружках и секциях, заседания школьного Совета по профилактике, благоустройство  внутренних помещений и школьного двора).

2.Анализ сложившийся ситуации в школе, выявление основных причин.

3.Предварительное объединение в группы (аналитики, социологи, юридическая консультация, пресс-центр, спортивный клуб,  дизайнеры и др.)

II. Теоретический (2-я неделя сентября).                     

Задачи и содержание работы учителя

Содержание работы учащихся

1.Организовать детальный анализ выявленных по  итогам презентации  «Страницы школьной жизни» и дискуссии наиболее значимых вопросов, которые требуют срочного решения.

2.Выбрать наиболее актуальную (межэтническая толерантность), сформировать  понимание выбранной проблемы и уровня возможностей у каждого члена команды.

 

  1. Каждая группа обсуждает выявленные проблемы и выбирает наиболее значимую и посильную для  группы, над которой они в дальнейшем будут работать.
  2. Составляется предварительный маршрут  работы группы.
  3. Выбираются роли каждым членом команды.

III.             Сбор и анализ информации (3-я неделя сентября).

Задачи и содержание работы учителя

Содержание работы учащихся

1.Обучить умению анализа и систематизации информации.

2.Обеспечить психологическую безопасность учеников в процессе взаимодействия со средой.

3.Обучить навыкам проведения социологических опросов, мониторинговых исследований.

4. Обучить культуре общения с официальными лицами, развить коммуникативные навыки.

1. Сбор, систематизация материалов СМИ, методических и педагогических изданий по проблеме межэтнической толерантности, социальной незащищенности детей и их семей, организации посильной помощи.

2. Посещение архива немцев Поволжья, Центра немецкой культуры г.Энгельса.

3. Проведение социологического исследования (опросы учащихся школы по теме «Трагические страницы истории страны в судьбе твоей семьи»

4. Поиск партнёров, адресов для организации контактов с учреждениями и лицами, заинтересованными в оказании социальной помощи и поддержки, проведении лекций, помощи в поиске и обработке учебной информации.

3. Проведение акции «Буклет».

IV.Разработка  собственного варианта решения проблемы. (4-я неделя сентября).

Задачи и содержание работы учителя

Содержание работы учащихся

1.Создать условия для планирования мероприятий в каждой группе, осуществления прогнозов результативности.

2.Организовать обсуждение в форме «мозгового штурма»  возможных вариантов работы по решению проблемы.

3.Способствовать принятию решения о наиболее приемлемых вариантах мер с учётом посильности, эффективности, психологической комфортности и законности.

4.Создать систему действий, основанную на принципах целостности, компетентности  логики, последовательности, жизнеспособности.

1.Анализ систематизированного материала о различных оценках проблемы и подходах к её преодолению.

2.Разработка собственных вариантов мер, направленных на преодоление проблемы.

3.Разработка программы действий в каждой команде, составление плана мероприятий, назначение ответственных за их выполнение.

V.                Практический (1-4 недели октября).

Задачи и содержание работы учителя

Содержание работы учащихся

1.Организовать поэтапный и рубежный контроль и коррекцию.

1. Выполнение каждой группой намеченного плана действий, а именно:

  • исследование «Трагические судьбы моих земляков: жителей г.Энгельса и п.ВолжНиИГиМ, села Квасниковка (микрорайон МБОУ СОШ № 31);
  • обеспечение  спонсорской помощи и поддержки проекта;
  • организация и проведение встреч с родственниками репрессированных российских немцев  и оставшимися в живых узниках лагерей и спецпоселений;  
  • оформление страницы раздела «Репрессированные народы» в проекте «Виртуальный музей»;
  • проведение классных часов и родительских собраний, тренингов по проблеме толерантности, конфликтности в школьной среде.

VI.             Составление портфолио (2-я неделя ноября).

Задачи и содержание работы учителя

Содержание работы учащихся

1.Объяснить роль и значимость  портфолио.

2.Организовать дискуссию о разделах портфолио и критериях оценки роли команды и каждого участника проекта в его реализации.

4.Обеспечить помощь в составлении портфолио проекта.

1.Наполнение портфолио материалами, созданными в результате реализации проекта.

2.Подготовка презентаций.

3.Обсуждение и оценка участия членов команды в реализации проекта.

VII.          Презентация (3-я неделя ноября).

Задачи и содержание работы учителя

Содержание работы учащихся

1.Обучить правилам составления, оформления презентаций.

2.Научить правилам защиты проекта через презентацию, ораторским навыкам.

3.Научить работе с жанрами: публицистическая заметка, очерк, отзыв.

1.Участие в конкурсе презентаций.

2.Оформление информации в СМИ по итогам конкурса статей.

VIII.Рефлексия (4-я неделя ноября).

Задачи и содержание работы учителя

Содержание работы учащихся

1.Обучить умению выделять достоинства проекта и его недостатки, планировать дальнейшее развитие проекта.

1. Анализ результативности коллективной деятельности по реализации проекта.

2. Мониторинг проблемы на момент начала работы и её завершения.


Основные методы:

  • проблемный;
  • социологическое исследование.

Основные формы деятельности:

  • интерактивные, предполагающие вовлечение школьников в активную деятельность, когда из пассивных учеников дети превращаются в активных участников происходящих событий - дискуссия, «мозговой штурм», ролевые игры, тренинги и др.;
  • интраактивные, касающиеся не только социальных контактов с окружающими ребенка людьми, но  и предполагающие включение детей во внутренний диалог, позволяющий ребенку пропустить через сферу глубинных внутренних переживаний все, что обсуждается в ходе реализации проекта;
  • индивидуальные, обеспечивающие выбор элементов педагогической системы, а также темпа учебно-воспитательной деятельности с учетом индивидуальных различий школьников, уровня развития их способностей и потенциальных возможностей;
  • групповые, благодаря которым ребенок приобретает опыт группового взаимодействия и отрабатывает навыки сотрудничества, взаимной ответственности, конструирования межличностных отношений в совместной деятельности (именно сочетание индивидуальных и групповых форм деятельности отвечает естественным потребностям ребенка принадлежать к какой-то группе и проявлять индивидуальность);
  • коллективные формы, способствующие объединению усилий участников работы, в результате чего удается выполнить работу, превосходящую по объему и сложности труд детей, работающих поодиночке, хотя бы и той же численностью (элементы КТД).

Ожидаемые результаты:

В первую очередь, ожидается динамика качества знаний по учебным предметам (история, краеведение, литература), увеличение охвата обучающихся внеурочными формами деятельности, а также снятие на этапе адаптации остроты проблемы недоброжелательного отношения к новым членам педагогического сообщества. Активное вовлечение в общественную жизнь школы, систему дополнительного образования (работа школьного музея, проект «Виртуальный музей», предметный кружок «Краевед», НОУ «Лестница к успеху»)  новых членов школьного сообщества должно способствовать снижению остроты проблемы безнадзорного времяпрепровождения школьников. Оказание социально-педагогической поддержки детям из семей, находящихся в социально-опасном положении, должно способствовать формированию навыков бесконфликтного поведения в среде сверстников, снятию озлобленности, формированию  навыков толерантного поведения, в том числе на по этническим мотивам. Привлечение к участию в проекте  сил социума, фондов, организаций, занимающихся образованием и воспитанием детей и оказанием социальной помощи их семьям, депутатов должно способствовать действенности и результативности большему вниманию семьям с детьми, обучающихся в специальных (коррекционных) классах VIII вида, в том числе из национальных семей,  их социальной адаптации в стенах школы и по окончании учебного заведения. Повышение общего уровня культуры всех школьников, формирование межэтнической толерантности и такой потребности, как потребность делать добро. А главный результат проекта – повышение уровня учебной мотивации, вовлечение  учащихся в самостоятельный поиск информации и обучение способам её обработки и систематизации (через форму музейных уроков), формирование ключевых и метапредметных компетенций.

Жизненность проекта заключается  в его полезности для всех участников образовательного сообщества, в том, что он долговременный и может продолжаться по иным направлениям и разделам школьного музея.

Участники проекта в процессе его подготовки и реализации объединяются в команды (разновозрастные группы) в  зависимости от этапов. Так на этапах № 1-4 – это мобильные группы исследователей и аналитиков, оформителей и журналистов-общественников.  К моменту наступления практического этапа формируются постоянные команды, которые разрабатывают план-график собственной работы до конца проекта и претворяют его в жизнь...


Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 13
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0