Описание
проекта «Враги – потому что немцы!» («Это страшное слово – «ДЕПОРТАЦИЯ!»)
Социально-значимый проект «Враги - потому что немцы!» разработан авторским коллективом в составе:
- Владимирова О.В., учитель истории МБОУ
СОШ № 31;
- Кляйнфельдер Н.Е., учитель русского
языка и литературы МБОУ СОШ № 31, руководитель проекта.
Организаторы и участники проекта –
обучающиеся 5-6 общеобразовательных классов (23 ученика) и 8 в специального
(коррекционного) класса VIII вида (5 учащихся).
Отличительная особенность проекта – вовлечение в социально-значимую деятельность обучающихся из социально-незащищённых многонациональных семей, учащихся специальных (коррекционных) классов VIII вида совместно с обучающимися общеобразовательных классов и их родителями.
Стартом проекта стала экскурсия
к памятнику «Российским немцам – жертвам репрессий», воздвигнутому на площади
Свободы г.Энгельса. Ребята впервые услышали об истории создания и трудной
судьбе монумента, долго рассматривали фигуры худенького подростка и седовласого
мужчины в ватнике, размышляли о символике, вчитывались в строки из «Архипелага
ГУЛАГ» А.И.Солженицына, высеченные на постаменте… Вопрос: «Почему именно в
нашем родном городе установлен этот памятник?» вызвал множество версий,
гипотез, на которые ученики решили отыскать свой вариант ответа – через
исследование и организацию посильной помощи и социальной поддержки найденным
родственникам репрессированных в 1941 году земляков немецкой национальности.
Основные
цели проведения:
- Привлечение внимания
школьников, родительской общественности
к трагическим страницам российской истории и малой родины - Саратовского Поволжья как её
составляющей - в целях воспитания
уважения к разным народам России, межэтнической толерантности;
- привлечь широкую
молодежную аудиторию для исследования и отражения истории репрессированных
народов;
- привлечение внимания школьников и других участников образовательного процесса к актуальной социальной проблеме школьного сообщества – социальной незащищённости и педагогической запущенности обучающихся, и в первую очередь из специальных (коррекционных) классов VIII вида, оказание помощи в формировании таких качеств личности, как толерантность, патриотизм, социально-значимая активность;
- включение обучающихся 1-11 классов в реальную практическую и исследовательскую деятельность по пополнению фондов виртуального школьного музея.
Задачи:
- повысить общий уровень культуры школьников (метапредметные компетенции) за счёт получения дополнительной информации в процессе социологического и краеведческого исследования, выполнения групповых заданий, организации акции «Никто не забыт! Ничто не забыто!»;
- способствовать формированию социально-личностных компетенций, а именно: навыков «разумного социального» поведения в сообществе, в котором появились дети, требующие особого внимания и толерантного отношения;
- совершенствовать полезные социальные навыки и умения, такие как: планирование предстоящей деятельности, расчёт необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.;
- закрепить навыки командной работы.
Этапы подготовки и реализации проекта
I.Подготовительный (1-я неделя сентября)
Задачи и содержание работы учителя |
Содержание работы учащихся |
1.Провести коммуникативную атаку с применением презентации «Страницы школьной жизни», демонстрирующей несколько проблем без их формулировок. 2. Организовать экскурсию к памятнику «Российским немцам – жертвам репрессий» и дискуссию-обсуждение. 3. Проинформировать о специфике проекта и его возможностях, положительном влиянии на решение проблемы. 4. Выявить степень желания учащихся принять участие в проекте. 5. Способствовать принятию решения о личной роли каждого в проекте. 6. Сформировать представления учащихся о сферах их ответственности, специфике работы и полномочиях в группах. 7. Развивать навыки делового общения, анализа продемонстрированных материалов. |
1.Подготовка презентации «Страницы школьной жизни» (фрагменты конфликтов детей разных национальностей, зарисовки организации питания в столовой, торжественной линейки 1 сентября, спортивных праздников и субботников, занятий в кружках и секциях, заседания школьного Совета по профилактике, благоустройство внутренних помещений и школьного двора). 2.Анализ сложившийся ситуации в школе, выявление основных причин. 3.Предварительное объединение в группы (аналитики, социологи, юридическая консультация, пресс-центр, спортивный клуб, дизайнеры и др.) |
II. Теоретический (2-я неделя сентября).
Задачи и содержание работы учителя |
Содержание работы учащихся |
1.Организовать детальный анализ выявленных по итогам презентации «Страницы школьной жизни» и дискуссии наиболее значимых вопросов, которые требуют срочного решения. 2.Выбрать наиболее актуальную (межэтническая толерантность), сформировать понимание выбранной проблемы и уровня возможностей у каждого члена команды. |
|
III. Сбор и анализ информации (3-я неделя сентября).
Задачи и содержание работы учителя |
Содержание работы учащихся |
1.Обучить умению анализа и систематизации информации. 2.Обеспечить психологическую безопасность учеников в процессе взаимодействия со средой. 3.Обучить навыкам проведения социологических опросов, мониторинговых исследований. 4. Обучить культуре общения с официальными лицами, развить коммуникативные навыки. |
1. Сбор, систематизация материалов СМИ, методических и педагогических изданий по проблеме межэтнической толерантности, социальной незащищенности детей и их семей, организации посильной помощи. 2. Посещение архива немцев Поволжья, Центра немецкой культуры г.Энгельса. 3. Проведение социологического исследования (опросы учащихся школы по теме «Трагические страницы истории страны в судьбе твоей семьи» 4. Поиск партнёров, адресов для организации контактов с учреждениями и лицами, заинтересованными в оказании социальной помощи и поддержки, проведении лекций, помощи в поиске и обработке учебной информации. 3. Проведение акции «Буклет». |
IV.Разработка собственного
варианта решения проблемы. (4-я неделя сентября).
Задачи и содержание работы учителя |
Содержание работы учащихся |
1.Создать условия для планирования мероприятий в каждой группе, осуществления прогнозов результативности. 2.Организовать обсуждение в форме «мозгового штурма» возможных вариантов работы по решению проблемы. 3.Способствовать принятию решения о наиболее приемлемых вариантах мер с учётом посильности, эффективности, психологической комфортности и законности. 4.Создать систему действий, основанную на принципах целостности, компетентности логики, последовательности, жизнеспособности. |
1.Анализ систематизированного материала о различных оценках проблемы и подходах к её преодолению. 2.Разработка собственных вариантов мер, направленных на преодоление проблемы. 3.Разработка программы действий в каждой команде, составление плана мероприятий, назначение ответственных за их выполнение. |
V.
Практический
(1-4 недели октября).
Задачи и содержание работы учителя |
Содержание работы учащихся |
1.Организовать поэтапный и рубежный контроль и коррекцию. |
1. Выполнение каждой группой намеченного плана действий, а именно:
|
VI.
Составление
портфолио (2-я неделя ноября).
Задачи и содержание работы учителя |
Содержание работы учащихся |
1.Объяснить роль и значимость портфолио. 2.Организовать дискуссию о разделах портфолио и критериях оценки роли команды и каждого участника проекта в его реализации. 4.Обеспечить помощь в составлении портфолио проекта. |
1.Наполнение портфолио материалами, созданными в результате реализации проекта. 2.Подготовка презентаций. 3.Обсуждение и оценка участия членов команды в реализации проекта. |
VII.
Презентация (3-я неделя ноября).
Задачи и содержание работы учителя |
Содержание работы учащихся |
1.Обучить правилам составления, оформления презентаций. 2.Научить правилам защиты проекта через презентацию, ораторским навыкам. 3.Научить работе с жанрами: публицистическая заметка, очерк, отзыв. |
1.Участие в конкурсе презентаций. 2.Оформление информации в СМИ по итогам конкурса статей. |
VIII.Рефлексия (4-я неделя ноября).
Задачи и содержание работы учителя |
Содержание работы учащихся |
1.Обучить умению выделять достоинства проекта и его недостатки, планировать дальнейшее развитие проекта. |
1. Анализ результативности коллективной деятельности по реализации проекта. 2. Мониторинг проблемы на момент начала работы и её завершения. |
Основные методы:
- проблемный;
- социологическое исследование.
Основные формы деятельности:
- интерактивные, предполагающие вовлечение школьников в активную деятельность, когда из пассивных учеников дети превращаются в активных участников происходящих событий - дискуссия, «мозговой штурм», ролевые игры, тренинги и др.;
- интраактивные, касающиеся не только социальных контактов с окружающими ребенка людьми, но и предполагающие включение детей во внутренний диалог, позволяющий ребенку пропустить через сферу глубинных внутренних переживаний все, что обсуждается в ходе реализации проекта;
- индивидуальные, обеспечивающие выбор элементов педагогической системы, а также темпа учебно-воспитательной деятельности с учетом индивидуальных различий школьников, уровня развития их способностей и потенциальных возможностей;
- групповые, благодаря которым ребенок приобретает опыт группового взаимодействия и отрабатывает навыки сотрудничества, взаимной ответственности, конструирования межличностных отношений в совместной деятельности (именно сочетание индивидуальных и групповых форм деятельности отвечает естественным потребностям ребенка принадлежать к какой-то группе и проявлять индивидуальность);
- коллективные формы, способствующие объединению усилий участников работы, в результате чего удается выполнить работу, превосходящую по объему и сложности труд детей, работающих поодиночке, хотя бы и той же численностью (элементы КТД).
Ожидаемые результаты:
В первую очередь, ожидается динамика качества знаний по учебным предметам (история, краеведение, литература), увеличение охвата обучающихся внеурочными формами деятельности, а также снятие на этапе адаптации остроты проблемы недоброжелательного отношения к новым членам педагогического сообщества. Активное вовлечение в общественную жизнь школы, систему дополнительного образования (работа школьного музея, проект «Виртуальный музей», предметный кружок «Краевед», НОУ «Лестница к успеху») новых членов школьного сообщества должно способствовать снижению остроты проблемы безнадзорного времяпрепровождения школьников. Оказание социально-педагогической поддержки детям из семей, находящихся в социально-опасном положении, должно способствовать формированию навыков бесконфликтного поведения в среде сверстников, снятию озлобленности, формированию навыков толерантного поведения, в том числе на по этническим мотивам. Привлечение к участию в проекте сил социума, фондов, организаций, занимающихся образованием и воспитанием детей и оказанием социальной помощи их семьям, депутатов должно способствовать действенности и результативности большему вниманию семьям с детьми, обучающихся в специальных (коррекционных) классах VIII вида, в том числе из национальных семей, их социальной адаптации в стенах школы и по окончании учебного заведения. Повышение общего уровня культуры всех школьников, формирование межэтнической толерантности и такой потребности, как потребность делать добро. А главный результат проекта – повышение уровня учебной мотивации, вовлечение учащихся в самостоятельный поиск информации и обучение способам её обработки и систематизации (через форму музейных уроков), формирование ключевых и метапредметных компетенций.
Жизненность проекта заключается в его полезности для всех участников образовательного сообщества, в том, что он долговременный и может продолжаться по иным направлениям и разделам школьного музея.
Участники проекта в процессе его подготовки и реализации объединяются в команды (разновозрастные группы) в зависимости от этапов. Так на этапах № 1-4 – это мобильные группы исследователей и аналитиков, оформителей и журналистов-общественников. К моменту наступления практического этапа формируются постоянные команды, которые разрабатывают план-график собственной работы до конца проекта и претворяют его в жизнь...